?

Log in

No account? Create an account
 
 
12 Ноябрь 2013 @ 11:59
Снова о времени или Истинно творческие люди очень часто говорят «нет»  
Оригинал взят у otruhan в Снова о времени или Истинно творческие люди очень часто говорят «нет»
Наткнулась на Ярмарке Мастеров - и статья ну прямо очень-очень вовремя!
Вывод: для всех хорошим и отзывчивым все равно не будешь. Кому-то да не угодишь, значит надо ценить свое творчество и время (пойду перепишу заглавный пост). Не-не, я все еще буду делиться находками и обучать желающих. :)

Однажды некий профессор психологии из Венгрии написал нескольким известным творческим людям письма с просьбой дать ему интервью. На самом деле, это был эксперимент, целью которого было выяснить, какими именно словами эти люди откажут ему в интервью.

Питер Друкер, известный теоретик менеджмента, написавший не одну книгу, ответил так:

Я не верю в творчество, но верю в продуктивность. И один из её секретов состоит в том, что нужно завести ОГРОМНУЮ корзину для макулатуры и складывать в неё ВСЕ приглашения, вроде вашего. Продуктивность состоит в том, чтобы не делать абсолютно ничего, что помогает другим людям в их работе, а посвятить всё своё время тому делу, умением делать которое вас наградили высшие силы. И делать это дело нужно хорошо.


Секретарь писателя Сола Беллоу:

Мистер Беллоу сообщает, что несмотря на свой возраст, он до сих пор остаётся творческим, в том числе и благодаря тому, что не позволяет себе быть частью исследований других людей.

Фотограф Ричард Аведон:

Простите, у меня осталось слишком мало времени.

Секретарь композитора Дьёрдя Лигети:

Он творческая личность, а потому очень загружен работой. Таким образом, причина, по которой вы хотите взять у него интервью, одновременно является и причиной того, что он не может помочь вам в этом вопросе. Он также добавляет, что не может ответить на это письмо лично, так как отчаянно пытается закончить скрипичный концерт, премьера которого состоится осенью.

Профессор-исследователь написал 275 творческим людям и треть из них ответила отказом на его просьбу, ссылаясь на нехватку времени. Ещё одна треть и вовсе ничего не ответила. Причиной тому, скорее всего, также была нехватка времени и отсутствие секретаря, который мог бы написать письмо.

Время — расходный материал для человека творческой профессии. Выкиньте из головы всю магию и мифы, которыми обрастает творчество, и останется работа в чистом виде: работа над тем, чтобы стать экспертом и в теории, и в практике, работа по поиску решений проблем, а затем проблемы с этими решениями, пробы и ошибки, работа над своим мышлением и самосовершенствование. И, наконец, процесс созидания, который потребляет время и энергию. Целый день, каждый день. Нет ни выходных, ни отпусков. Созидание — это не момент. Это привычка, принуждение, одержимость и призвание. Это то, что диктует всем создателям, как им проводить своё время. Не верьте тому, что вам говорят, и тому, что вы читаете. Правда одна — все творческие личности тратят всё своё время на свою работу.

Так вот умение сказать «нет» значит для творческого человека куда больше, чем идеи, взгляды и талант вместе взятые. «Нет» охраняет время, которое необходимо для созидания. Математика времени проста: у вас его меньше, чем вы думаете, а надо вам куда больше, чем вы предполагаете. Но нас не учат говорить «нет». Нас учат НЕ говорить «нет». «Нет» — это грубо. «Нет» — это отпор, опровержение, незначительный акт словесного насилия. «Нет» нужно говорить наркотикам и незнакомцам, предлагающим конфеты.

Творцы мыслят другими категориями. Они не думают, сколько времени займёт то или иное мероприятие, они думают о его творческом эквиваленте. Интервью, ответ на письмо, поход в кино, ужин с друзьями, вечеринка, последний день лета… Если не сказать этому «нет», насколько меньше можно успеть сотворить? Эскиз? Строфа? Абзац? Эксперимент? Двадцать строк программного кода? Однозначно можно сказать, что любое «да» существенно сокращает количество времени, посвященного творчеству. А ведь его и так очень мало.

И творцы знают это. Они знают, что мир полон незнакомцами с конфетам, которым нужно ответить «нет». Они знают, как это сделать, и они знают, как болезненны последствия многих отказов. Вот что писал Чарльз Диккенс, отказываясь от предложения друга увидеться с ним:

Всего на полчасика, это только во второй половине дня, на один вечерок — так говорят мне снова и снова, приглашая куда-то, но они не знают, что невозможно иногда заставить себя не думать целый день и не волноваться о предстоящем мероприятии, даже если само оно будет длиться всего минут 5. Тот кто решил посвятить себя искусству, должен отдаться ему полностью, и в нём искать компенсацию всему остальному. Я огорчен тем, что вы будете подозревать меня в нежелании видеть вас, однако я должен следовать выбранному мной пути во чтобы то ни стало.

Слово «нет» оставляет творческих людей в стороне от многих событий, делает их в глазах других людей скучными, невежливыми, недоброжелательными, эгоистичными, безразличными, не компанейскими, одинокими и так далее, и так далее… Но «нет» — это та кнопка, которая позволяет им оставаться включенными в свою творческую деятельность.
 
 
 
manona on Ноябрь, 13, 2013 11:09 (UTC)
Не будет конфет - где же черпать вдохновение? :)
wiredream on Ноябрь, 13, 2013 13:21 (UTC)
Много сладкого - вредно :)
manona on Ноябрь, 13, 2013 13:34 (UTC)
А полное его отсутствие - смертельно :)
mary_bulanova on Ноябрь, 13, 2013 19:54 (UTC)
Неоднозначно как-то. То есть, лично я живу очень замкнуто и, действительно ,хронически думаю об украшениях. Это точка моего помешательства.Но не уверена, что так для всех и должно быть. Пушкин был сверхтворческим, но его творчество не могло бы существовать в безлюдном пространстве. По-моему,в общении он черпал силы и идеи.Его антипод - тот человек, который всю жизнь делал суши и только суши, и именно ВСЮ жизнь с утра до вечера. и детей своих заставил жить так же.И что? Какая-то пустая и бессмысленная жизнь.И потом, как же надо быть уверенным в необходимости своего творчества для человечества! Или это просто бегство от себя, от мира, от жизни? Может быть нелюбовь и равнодушие к окружающим прикрываются высокопарной обёрткой "творчества"? Т.е., пожалуйста, не любите, не общайтесь, но так и говорите, что не хочу, потому что не люблю. Но неприятно, когда врут и окружающим, и себе.Но тут я делаю скидку людям однозначно важных для всех профессий - врачам, например.
Я тут думала-думала, и не придумала ни одной профессии, исключающей творчество:)Так что, всё дело в личном эгоизме и степени заинтересованности в своём деле. Просто оно интереснее, чем куда-то идти , что-то чужое смотреть и с кем-то говорить...Это как у Стругацких - писатели не любят читать других писателей, они любят читать себя.
wiredream on Ноябрь, 13, 2013 22:52 (UTC)
Маша , думаю тут дело в "зоне комфорта",границы которой каждый определяет сам для себя и они могут изменятся в последствии :)
Тем более на примере интервью , этого и стоило ожидать ))